Журнал о Санкт-Петербурге » Музеи Санкт-Петербурга » Художественные музеи » Государственный Русский музей, Мраморный дворец

Государственный Русский музей, Мраморный дворец

Мраморный дворец – является уникальным памятником архитектуры XVIII в., расположен в центре Петербурга на Дворцовой набережной реки Невы. Строительство дворца длилось более 17 лет, работы были начаты в 1768 году, а окончены лишь в 1785 году. В качестве архитектора выступал итальянец Антонио Ринальди. Новый дворец был возведен по распоряжению Екатерины II, которая хотела подарить его своему фавориту графу Г.Г. Орлову.
Государственный Русский музей, Мраморный дворец
 Граф Орлов не пожил в нем, так как скончался за два года до окончания строительный работ.  Почти сразу же после смерти графа, Екатерина II решает выкупить дворец у наследников, коими были братья Орловы, чтобы подарить его своему внуку Великому князю Константину Павловичу. Дворец стал ее подарком на свадьбу князя, которая произошла в 1796 году. После смерти Константина Павловича в 1831 году, правящий император Николай I решает передать Мраморный дворец своему сыну - князю Константину Николаевичу. 

 В 1844 – 1849 году Мраморный дворец реконструировался, проект был подготовлен архитектором Александром Брюлловом. Работы были приурочены к бракосочетанию Константина Николаевича. Реконструировался в основном второй этаж, на котором решили создать новую планировочную структуру, также были по-новому отделаны парадные и жилые интерьеры. Изначально в Мраморном дворце был расположен висячий сад, в процессе работ его заменили на зимний сад. 

После смерти Константина Николаевича, дворец в 1892 году переходит по наследству его сыну – князю Константину Константиновичу. Новый владелец проживал в помещении на первом этаже, окна из его апартаментов выходили на Миллионную улицу. Кстати художественное оформление этого помещения, частично сохранились и до нашего времени. В данный момент в этих апартаментах размещена мемориальная экспозиция, которая знакомит посетителей с жизнью князя Константина Константиновича, который по совместительству был известным поэтом серебряного века, писавшим свои работы под криптонимом КР. 

 После смерти великого князя Константина Константиновича Мраморный дворец по наследству переходит его сыновьям. У них не было денег на содержания комплекса зданий Мраморного дворца и поэтому им пришлось продать его в национальную собственность.  Это все происходило в 1917 году, в то время к власти уже пришло Временное правительство, а в здании дворца заседало Министерство труда.
Внешний облик Мраморного дворца


С 1919 по 1936 года на территории Мраморного дворца была расположена Государственная Академия Истории Материальной культуры. В этот временной отрезок дворец подвергается изменениям, особо это отражается на парадных и жилых интерьерах, которые новые владельцы пытаются приспособить для нужд большого научного учреждения. Параллельно с этим происходит реставрация фасадов и решеток здания. 

 В 1936 году на заседании Ленсовета принято решение, что на территории Мраморного дворца отныне будет размещен Ленинградский филиал Центрального музея В.И. Ленина. Работы по реконструкции дворца и переделки его под музей были доверены Н.Е. Лансере. Официальное открытие нового музея состоялось 7 ноября 1937 года. Музей был создан в максимально короткие сроки и является хорошим примером по-настоящему профессионального переосмысления, как известному памятнику архитектуры можно дать новую жизнь, чтобы он отвечал всем требованиям нового времени. 

 Следующее важное событие в истории Мраморного дворца произошло в декабре 1931 года, Мэрия Санкт-Петербурга принимает решение о передаче дворца в собственность Государственного Русского музея. Почти сразу же была создана абсолютно новая концепция использования дворца, которой дали имя “ Русское искусство в контексте искусства мирового”. С этого момента уникальный памятник архитектуры тщательно изучается и идет его научная реставрация. Сотрудники музея шаг за шагом пытаются вернуть историческую планировку, исконные объемы помещений и декор интерьеров. 

 В стенах Мраморного дворца функционирует постоянная экспозиция “ Музея Людвига в Русском музее”. В ее основе лежит коллекция немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, которые в свое время подарили свое собрание Русскому музею. Экспозиция дает возможность посетителям познакомиться с работами отечественных и зарубежных художников, творивших во второй половине XX в.
 Помимо этого, в отреставрированных залах дворца размещают и другие экспозиции, которые наглядно показывают роль и место русского искусства в обще мировом. Размышления над этими вопросами позволяет увидеть и понять своеобразие национальных традиций, а также прочувствовать самобытность отечественных мастеров, и при этом и разглядеть традиционные общеевропейские корни.

 Архитектура и интерьеры

Мраморный дворец можно смело причислить к числу уникальных памятников отечественной архитектуры второй половины XVIII в. Он вместе с Зимним дворцом являются жемчужинами в ожерелье панорамы Дворцовой набережной Невы. Мраморный дворец это яркий пример архитектуры в стиле раннего классицизма в Санкт-Петербурге. Если говорить об отечественной архитектуре в целом, то тут дворец можно назвать уникальным примером использования природного камня в отделки здания. Ведь наружные фасады Мраморного дворца несут чуть ли не главную художественную ценность всей постройки, а учитывая тот факт, что они сохранились до наших дней почти в первозданном своем виде, значимость его, как памятника архитектуры возрастает в разы. 
Парадная лестница Мраморного дворца

Если говорить про общую композицию фасадов дворца, то тут ключевым момент становится решение отделать первый этаж темно-красным гранитом, а второй и третий этаж - светло-серым гранитом.  За счёт разного цвета, первый этаж смориться, как монументальное основания, на котором базируется все здание. 

 Стоит обратить внимание и на коринфский ордер, посредством которого были объединены второй и третий этаж, этого удалось добиться путем использования пилястр и трехчетвертных колонн, созданных из розового тивдийского мрамора. Красиво смотрится ритмичное чередование капителей и беломраморных баз с оконными проемами. Обратите внимание, что наличники окон были созданы из серого рускеальского мрамора. Притягивает взгляды и рельефные беломраморные гирлянды, которые размещены между окнами второго и третьего этажей. 
Парадная лестница

Северный фасад дворца обращен к набережной Невы, а южный к Марсово полю. При их создании бралось в расчет то, чтобы они красиво смотрелись с большого расстояния. Им характерны ярко выраженные центральные оси симметрии. Обратите внимание на балконы, которые заключены в ниши с полуциркульными завершениями, а венчают их картуш на аттике. Ограждения балконов бросается в глаза, так как были созданы из мрамора и декорированы золоченными бронзовыми балясинами. Аттик дворца по всему своему периметру декорирован вазами из серого доломита. 

 Между зданием Мраморного дворца и служебным домом можно увидеть кованую решетку, декорированную золочеными элементами. Она расположена на гранитном цоколе из красного гранита. Гранитные столбы в ограде увенчаны вазами из мрамора, а если посмотреть на ворота, то можно заметить военную арматуру.

Если говорить о главном восточном фасаде Мраморного дворца, то тут довольно много скульптурного декора. Фасад венчает часовой павильон, украшенный вазами из мрамора. В часовом павильоне размещены дворцовые куранты, они были восстановлены усилиями Русского музея в 1999 году. По обе стороны от часового павильона размещены мраморные аллегорические статуи, которые носят имена “Щедрость” и “Верность”. Статуи были созданы Ф. И. Шубиным. 
Мраморная комната в Мраморном дворце

 Стоит сказать пару слов и о конной статуе Императора Александра III, которую в свое время создал П. Трубецкой. Она была установлена перед главным входом в Мраморный дворец в 1994 году, а до этого с 1939 года хранилась в фондах Русского музея.  Изначально она была установлена на Знаменской площади (современная площадь Восстания) перед Московским вокзалом, где простояла с 1909 по 1937 года. Ее многие причисляют к числу главных памятников русской монументальной скульптуры начала XX в.
Стоит зайти в Мраморный дворец, как посетитель оказывается в пространстве Парадной лестницы. Этот уникальный интерьер в истории русской архитектуры XVIII в., который дожил до наших дней почти без изменений. Во время отделки использовались разные сорта цветного мрамора. Если посмотреть на противоположную стену от входа, то можно заметить мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди. Графу Орлову так понравился проект архитектора, что таким образом он решил показать признание его заслуг. Правда кто сделал этот портрет до сих пор неизвестно. 

 Если говорить о художественном декоре парадной лестницы, то стоит обратить внимание на скульптуры из итальянского мрамора, установленные в нишах, на рельефные композиции, украшающие стены третьего этажа, и оригинальный лепной декор перекрытия. 

 Про скульптуры, украшающие парадную лестницу во дворце, стоит сказать пару слов, ведь они представляют собой единственный аллегорический ансамбль XVIII в., который сохранился в Петербурге до нашего времени. Четыре мраморные статую размещены в нишах, декорированных раковинами из мрамора, между первым и вторым этажами. Скульптуры олицетворяют собой время суток:
Ночь – девичья фигура с атрибутами, совой;
Утро – девичья фигура в образе богини утренней зари Авроры; солнечный диск лежит у ее ног, а в руках она держит гирлянду из звезд;
Полдень – девичья фигура держащая стрелу, символизирующую лучи солнца, солнечные часы указывают полдень, а также знаки зодиака олицетворяют собой неизменность этого явления в течении всего года;
 Вечер – девичья фигура в виде богини озоты Дианы. У нее колчан со стрелами.
Автора первой статуи неизвестен, а вот три другие были созданы скульптором Федором Шубиным.
Внутренние интерьеры Мраморного дворца

 Между вторым и третьем этажами бросаются в глаза прямоугольные ниши в которых установлены две статуи, они символизируют весеннее и осеннее равноденствие.

Поднявшись на третий этаж сразу же замечаешь четыре рельефные изображения на стенах, которые олицетворяют собой главные добродетели нашего мира: Справедливость, Умеренность, Благоразумие и Сила Духа. Если посмотреть на западную стену, то на ней отчетливо бросается в глаза композиция: “Игры амуров”. Когда Мраморный дворец был только построен, то вся композиция декора парадной лестницы завершалась циферблатом часов. В то время башенные куранты дворца были оснащены двумя циферблатами, один размещен на фасаде, другой же был расположен горизонтально в перекрытии. В наши дни вместо циферблата установлен плафон “Суд Париса” руки Иосифа Кристи. Его перенесли в интерьеры парадной лестницы из зала дворца в середине XIX в.

После парадной лестницы посетители попадают в Мраморный зал, который также считается уникальным интерьером в истории русской архитектуры XVIII в. Он дожил до наших дней лишь с небольшими изменениями. Для облицовки стен использовались разнообразные сорта отечественного и итальянского мрамора. Изначально мраморный зал был одноэтажным, но в наши дни он уже двухъярусный, таким он стал после реконструкции А. Брюллова. Зал отлично освещен за счет большого количества окон на втором и третьем этажах. При декоре стен был использован коринфский ордер. Пилястры были созданы из тивдийского мрамора, помимо них тут также использовались бронзовые золочёные базы и капителями. 

Если говорить про скульптурное убранство Мраморного зала, то стоить отметить, что оно было создано известными отечественными скульпторами. По всему периметру стен зала размещены 14 круглых барельефов, объединённых одной тематикой – Жертвоприношений. Все они были созданы творческим дуэтом русского скульптора Федора Шубина и итальянца Антонио Валли. Над дверьми размещены два десюдепорта, которые также были созданы Ф. Шубиным. Западную стену украшают два барельефа: “Возвращение Регула в Карфаген“ и “Камилл избавляет Рим от Галлов“, они были созданы М. Козловским. Перекрытие декорировано великолепным плафоном “Свадьба Купидона и Психеи”, работы С.Торелли. При отделочных работах в Мраморном зале использовался довольно редкий камень – лазурит.  
Внутренние интерьеры Мраморного дворца

С 2001 по 2010 года по инициативе Русского музея проходили масштабные реставрационные и ремонтно-восстановительные работы в Мраморном зале, главное задачей было воссоздание художественного убранства середины XIX в. Во время этих работ был реконструирован многоцветный наборный паркет XVIII в. с довольно сложным орнаментом. Посетители имеют возможность увидеть этот паркет, только благодаря сохранившимся чертежам, без ни о какой реконструкции не было бы и речи. Также по истерическим фотографиям были воссозданы два мраморных камина, декорированные зеркалами в золоченых резных рамах.
 О других залах и апартаментах мы поговорим в следующей статье. 

 О постоянных экспозициях 

Мраморный дворец — это не просто шедевр русской архитектуры XVIII — XIX вв., но и неотъемлемая часть Государственного Русского музея. Само здание дворца обладает большим культурно-историческим значением, которое можно сравнить со всеми коллекциями, хранящимися в фондах Государственного Русского музея. 

 Одной из постоянных экспозиций в Мраморном дворце является коллекция братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских, любителей искусства из Санкт-Петербурга.
Временные выставки в Мраморном дворце


 Зимой 1998 года Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские, известные коллекционеры в Санкт-Петербурге, решают отдать в дар Русскому музея свою ценнейшую коллекцию произведений искусства.  Свое собрания они формировали на протяжении 50 лет, они собирали скульптуры, произведения живописи и графики, предметы декоративно-прикладного искусства. Среди 503 экспонатов почти половина – это произведения живописи и графики второй половины XIX - начала XX века. Тут есть работы А.Иванова, И.Айвазовского, К.Петрова-Водкина, М.Добужинского, И.Шишкина, П.Кончаловского, З.Серебряковой, А. и Альб. Бенуа, Б.Кустодиева и многих других. Также стоит обратить внимание и на старинную мебель, напольные и каминные часы, созданные в Западной Европе и России в XVIII - XIX веков. Ряд предметов вы не встретите в других отечественных музеях, у них нет аналогов. В коллекции также есть произведения из фарфора, которые были созданы на Императорском фарфоровым заводе, Берлинских фарфоровых мануфактурах, заводах Гарднера и Кузнецова, и ряда других предприятий. 

 Интересные факты о Мраморном дворце

Некоторые источники уверяют, что первый набросок будущего дворца сделал лично Екатерина.
Во время возведения дворца в его фундамент был замурован ящик с золотыми монетами.

 Одна легенда гласит, что во дворце со стороны Мраморного переулка есть секретная дверь, которая использовалась Екатериной и графом Орловым для тайных свиданий. 

 Именно в Мраморном дворце в 1883 году появился первый телефон.

Как добраться до Мраморного дворца

Ближайшие станции метро Адмиралтейская (1,5 км - 18 мин), Невский Проспект (1,3 км - 16 мин), Гостиный двор (1,8 км - 21 мин) Чернышевская (2,3 км - 28 мин).


Адрес:  Миллионная ул., 5/1, Санкт-Петербург
Время работы: ежедневно с 10:00–18:00, вторник - выходной
Стоимость билетов: 350 рублей
Сайт: www.rusmuseum.ru/marble-palace/


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.