Аничков мост

Аничков мост – входит в число самых известных мостов Санкт-Петербурга, а его история тесно переплетается с появлением Северной столицы. Если говорить непосредственно о мосте, то он далеко не шедевр архитектурной или инженерной мысли, визитной карточкой города он стал благодаря своему декору, а если говорить более конкретно, то благодаря блестящим изваяниям скульптора Петра Клодта.

Аничков мост
 История Аничкова моста

В начале XVIII века еще не было Фонтанки, в то время река носила забавное название Безымянный Ерик. Только лишь после того, как через нее проложили трубы для фонтанов Летнего сада, она получила свое современное название. В те времена ее ширина служила большим препятствием, как для пешеходов, так и конного транспорта.  Город остро нуждался в новой переправе через реку. 

 И вот в 1715 году Пётр I приказывает возвести постоянную переправу через реку, для этого из казны он выделил целых 50 рублей. Он лично указал место, где должен был появится мост и довольно быстро там соорудили деревянный настил, длинна которого составила 150 метров. Опоры были покрыты обычными досками, хотя их попытались стилизовать под камень. Работы по возведению нового моста проходили под руководством подполковника инженерных войск Михаила Аничкова, его же фамилией и была названа новая переправа. По реке все время туда-сюда ходили суда, поэтому мост был оснащен съёмными деревянными щитами, правда снимать и возвращать их на место приходилось вручную.

Перед мостом была размещена застава, в наши дни на ее месте расположен дом под номером 66 по Невскому проспекту. Перед въездом на мост был установлен шлагбаум, ибо воспользоваться им можно было только за деньги. Забавно, что в качестве оплаты за проезд по мосту принимали и камни, город остро нуждался в них, его использовали для мощения новых улиц.  Стоит отметить, что в ночное время по мосту могли передвигаться исключительно дворяне, обычным людям приходилось ждать до рассвета. 
 В 1718 году Екатерина I получила в дар от персидского падишаха девять слонов и лошадей, это привело к тому, что Аничков мост был подвергнут первой модификации. Его серьезно укрепили, чтобы мощные животные могли пройти по нему. 
Аничков мост в Санкт-ПетербургеАничков мост в Санкт-ПетербургеАничков мост в Санкт-Петербурге
Аничков мост в Санкт-ПетербургеАничков мост в Санкт-Петербурге
Аничков мост в Санкт-Петербурге
 В 1721 году мост вновь подвергся перестройке, его оснастили специальным механизмом для подъёма центральной части. Если раньше все делалось ручками, то теперь использовались цепи и рычажной механизм. В ночное время мост был постоянно разведен, таким способом боролись с волками, которые в те времена частенько забегали на городские окраины. 

 В 80-ые годы XVIII века старый мост был снесен под ноль, на его месте построили уже более усовершенствованный мост. Боковые пролеты нового моста были облицованы камнем, средняя часть из дерева, поднимался специальным механизмом, отныне развести мост можно было лишь силами двух человек. Мост был построен по стандартному для того времени проекту, через Фонтанку было перекинуто 7 аналогичных мостов. 

 В 40-ых годах XIX века нагрузка на мост серьезно увеличилась, да и вообще он стал слишком узким для главной городской магистрали – Невского проспекта. Да и из-за влажного петербургского климата большая часть деревянных конструкций сгнила. Поэтому в 1841 год мост подвергся крупномасштабной реконструкции. Его выложили из кирпича, подъемные части были убраны, так как отныне у моста были высокие пролеты и суда могли спокойно под ними проходить. С площади моста были убраны громоздкие башни, это сделали специально для увеличения проезжей части. Мост был огражден красивой декоративной решеткой с изображениями русалок-женщин и русалок-лошадей. Кстати точно такие же декоративные изображения можно лицезреть увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине.
Кони Клодта на Аничковом мосте в Санкт-ПетербургеКони Клодта на Аничковом мосте в Санкт-ПетербургеКони Клодта на Аничковом мосте в Санкт-ПетербургеКони Клодта на Аничковом мосте в Санкт-ПетербургеКони Клодта на Аничковом мосте в Санкт-ПетербургеКони Клодта на Аничковом мосте в Санкт-ПетербургеКони Клодта на Аничковом мосте в Санкт-ПетербургеКони Клодта на Аничковом мосте в Санкт-Петербурге
Кони Клодта на Аничковом мосте в Санкт-Петербурге

В то время мост хотели украсить большими вазонами, для этих целей даже были созданы постаменты. Правда на них в итоге были установлены красивейшие скульптуры, которые создал известный отечественный ваятель Петр Карлович Клодт. Статуи получили имена “Конь с идущим юношей“ и “Юноша, берущий коня под уздцы“. С одной стороны моста были установлены бронзовые, а с другой их копии-близнецы из гипса, декорированные под бронзу. В будущем планировались гипсовые статуи заменить на бронзовые, но, когда они были созданы, Николай I решает их преподнести в качестве дара прусскому королю. Клодт раз за разом создавал новые статуи из бронзы, но Николай I каждый раз их дарил какому-нибудь монарху из Европы. По прошествии нескольких лет Клодт решил положить конец созданию копий и сотворил новые композиции, которые объединяла одна сюжетная линия – укрощения коня, победа человека над необузданной силой природы. 

 Петербуржцы восторгались новыми работами скульптора. Пресса пела хвалебные оды таланту Клодта. Его композиции понравились даже царю, который в 1841 году, почти сразу же после торжественной церемонии открытия моста, даровал ему орден Святой Анны третьей степени.

Именно в то время мосту было дано знаменитое фривольное прозвище – Мост восемнадцати яиц. Стоит отметить, что по идеи должно быть 16 элементов мужского детородного органа, но авторы этого прозвища брали еще и органы городового, пост которого был размещен на мосту вплоть до 1917 года. 
Следы снаряда на Аничковом мосте
 Из-за постоянного использования к началу XX века мост был серьезно деформирован, необходимо было срочно провести восстановительные работы. И вот в 1908 году Аничков мост был полностью перестроен, при этом рабочим удалось сохранить его внешний вид. Именно после этих работ на одной из опор появилась табличка с текстом: “ Аничкин мост”. Потомки Михаила Аничкова, когда увидели это, тут же поспешили к городским властям, чтобы сообщить о неправильном написании фамилии их известного предка. Чиновники не поверили им и подняли все документы из архивов, и только после того, как они убедились в правдивости слов потомков, надпись была исправлена. 

Во времена блокады решили руководство города решило сберечь знаменитых коней, ведь город постоянно бомбили. Фигуры были аккуратно демонтированы, уложены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. На постаменты вместо фигур установили ящики с землей, в которых местные жители выращивали траву. В ноябре 1942 года одна из бомб попала в мост, и если бы скульптуры к тому времени не убрали, то они были бы уничтожены. Взрывная волна была настолько мощной, что чугунная решетка и тумбы были в мгновенья ока сметены в воды Фонтанки. Также урон был нанесен и постаментам, из них вырвали довольно большие куски гранита. 

 Еще до завершения войны была отлита новая решетка, ее тут же установили. И только лишь в мае 1945 года, конные скульптуры были возвращены на их привычные места. Стоит отметить, что в наши дни на одном из постаментов можно увидеть след от снаряда, который напоминает нам о войне. 
Решетка Аничкового мостаРешетка Аничкового моста
Решетка Аничкового моста 

Говоря о фигурах нельзя не отметить, что с момента своего создания и вплоть до конца XX века, их ни разу не ремонтировали. При этом из-за большого количества автомобиля их состояние ветшало с каждым годом. Это привело к тому, что в 70-ые года стала разрушаться сама бронза. Их попытались восстановить, но используемые в те времена методы реставрации, не дали почти никакого положительного результата.   Вновь о реставрации фигур задумались лишь в 2000 году. Изваяние решили перевести в специальную мастерскую, где над ними трудились в течении 10 месяцев. Реставраторы использовали новую технология, обновляющую бронзу и дающая ей защиту от коррозии, благодаря этому скульптурам был возвращен их первоначальный вид. Кони и люди вновь стали отливать оливковой мастью, ведь именно такими они были созданы руками Клодта.
 
Стоит отметить, что во время реставрации размеры фигур не много увеличились, это произошло из-за увеличений несущих конструкций. Даже пришлось использовать новый маршрут их доставки к мосту, так как боялись, что они заденут провода. Во избежание неприятностей, головы лошадей были закрыты чепчиками розового цвета. Везли скульптуры на мост поздней ночью, но несмотря на это, у Аничкова моста собрались тысячи горожан, все они ждали возвращения любимых коней на их законное место. 
 А вот перила на мосту отреставрировали в 90-ых годах прошлого века. Точные копии ограждений были созданы в Ядерном центре города Снежинска. Если внимательно посмотреть на решетку, то можно увидеть в некоторых местах эмблемы компании – снежинка и ядро с протонами. 

 Если говорить более детально о скульптурах, то стоит отметить следующее:
-    Первая скульптурная группа изображает поверженного на землю водничего и вздыбленный конь возвышается над ним. Жеребец сильно разъярён, он скинул попону, а его копыта находится в опасной близости от головы юноши, пытающего из последних сил удержать непокорное животное. 
 - на второй композиции мы видим, что водничий нашел в себе силы и поднялся на одно колено, также он накинул на коня попону. Юноша смог осадить рвущегося на волю коня.
- на третье композиции юноша уже поднялся с колен и уже нет необходимости прикладывать много усилий для сдерживания разгоряченного жеребца.
- четвертая композиция показывает, что конь укрощен, он находится под властью водничего и позволяет тому крыть себя попоной. 

При создании композиций скульптор целенаправленно акцентировал внимание на покорении жеребца “говорящими” деталями: если в первых двух композициях, изображено еще полностью дикое животное, на его копытах нет подков, то в последних двух – они уже появились. 

 На одном из постаментов можно увидеть бронзовую табличку с текстом:” Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году ”.

Интересные факты об Аничковом мосте

Скульптур ваял коней с натуры, в этом ему помогал, вернее сказать позировал, чистокровный арабский скакун Амалатбек. Изначально жеребец был непослушным, совершенно диким, но Клодту удалось его объездить. В момент создания фигур коней скульптуру помогала дочь, которая заставляла жеребца принимать необходимые позы. 

 Если присмотреться к очертаниям интимных органов у одной из фигур жеребца, то можно обнаружить, что они напоминают человеческое лицо. По одной из версий, таким вот нехитрым способом Клодт решил отомстить одному из своих недоброжелателей, прославить того в веках. Если верить другой версии, то лицо очень сильно похоже на лицо Наполеона, который не так давно прошел пол России с разорительной войной.

 После каждой реконструкции моста, городские власти хотели дать ему новое название “Невский проспект”, но оно так и не смогло прижиться, местные жители упорно продолжали называть его Аничковым. 

  Во время Великой Отечественной войны немецкое руководство пыталось сломить дух русских солдат, они даже активно распространяли фотомонтаж, на котором солдаты в немецкой форме стоят рядом с конями Клодта. Этими плакатами они хотели показать всему миру, что им удалось захватить Ленинград. 

Внутри фигур, которые стоят рядом с Дворцом Белосельских-Белозёрских, мастера-реставраторы, проводившие работы в 2000 году, поместили металлическую капсулу. В капсуле находится бумажка, на которой указаны все участники тех работ и в конце подпись: “Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше”.

 Туристы в большинстве своем уверены, что название моста связано с девушкой по имени Аня, поэтому произнося название моста, они делают ударение в слове на первой букве, правильно же – делать ударение на втором слоге, говоря “АнИчков”. 

 В 80-ых годах в СССР ввели так называемый сухой закон, жители Санкт-Петербурга даже придумали поговорку по этому поводу: “В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат“.

 Размеры современного Аничкова моста: ширина почти 40 метров, а вот длинна 54,6 метра.

 Как добраться до Аничкова моста

Аничков мост расположен по середине между станциями метро “Гостиный двор“ или “Невский проспект“ и “Маяковская“ или “Площадь восстания“. Если вы вышли на первых двух станций, то необходимо идти по Невскому проспекту в сторону увеличения номеров домов, если же вы вышли последних двух станциях, то нужно двигаться в противоположную сторону, то есть по уменьшению номеров. 

Если говорить про наземный транспорт, то рядом расположены остановки автобусов: № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191
и троллейбусы  № 1, 5, 7, 10, 11, 22
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.