Государственный Эрмитаж - Зимний дворец

Эрмитаж – это не просто музей, а огромный музейный комплекс мирового масштаба, история которого началась еще во время правления императрицы Елизаветы. Многие современные эксперты до сих пор поражаются гениальности и изящности Эрмитажа.  Его коллекция стала активно собираться во времена правления Екатерины II, по распоряжению которой были возведены отдельные здания в которых разместили скульптуры, картины и другие произведения декоративно-прикладного искусства.  В наши дни музейный комплекс состоит из пяти строений на Дворцовой площади, основным считается Зимний дворец, а также из здания Главного штаба и дворца Меншикова на Университетской набережной. 
Государственный Эрмитаж - Зимний дворец
Туристы после первого знакомства с Эрмитажем затрудняются описать свои эмоции словами. Стоит вступить на первые ступени величественной Иорданской лестницы, как ты погружаешься в атмосферу роскоши и великолепия. Создается впечатление, что в этих монументальных залах застыло само время, перед вашими глазами проносятся древние греческие амфоры, картины лучших мировых живописцев, греческие саркофаги, скульптуры всемирно признанных скульпторов.  Коллекция Эрмитажа может похвастаться такими шедеврами, как” Мадонна Коннестабиле” и ”Святое семейство” руки Рафаэля, ”Возвращение блудного сына” великого Рембрандта, произведениями Леонардо да Винчи ”Мадонна Литта” и ”Мадонна Бенуа”, картинами Эль Греко, Караваджо, Мурильо, Тициана и других значимых живописцев всех времен. Кстати местная коллекция   французской живописи конца XIX - начала XX в считается одной из лучших во всем мире, уступая наверно только лишь коллекции Лувра. 

История музейного комплекса Эрмитажа

В середине XVIII века императрица Елизавета отдает приказ о постройке Зимнего дворца, именно с этого момента и начинается история Эрмитажа.  Возведение нового строение было доверено архитектору Франческо Растрелли, который с 1754 года 1762 смог построить красивое здание в роскошном барочном стиле, правда спустя время большая часть интерьеров дворца была переделена в лучших традициях классицизма. 

Почти сразу же после окончания строительных работ Зимнего дворца на трон взошла Екатерина II, которая распорядилась о постройке Большого и Малого Эрмитажа, а также Эрмитажного театра. Стоит обязательно отметить, что именно при ней в 1764 году была создан костяк коллекции будущего музея. Картины голландских и фламандских художников середины  XVII века стали первыми экспонатами в коллекции музея, в числе которых были полотна Рембрандта ван Рейна, Дирка ван Бабюрена, Якоба Йорданса, Яна Стена и других популярных живописцев того времени, всего в 1764 году в Россию были привезены примерно 225 работ, в наши дни 96 из них можно увидеть.  Параллельно с созданием коллекции архитектор Юрий Фельтен возвел двухэтажный дом в лучших традициях барочно-классицистического стиля для развлечения Екатерина II. Спустя 5 лет к этому дому был присоединен посредством галлереи висячих домов здание, возведенное Батист-Мишелем Валлен-Деламотом. Получившийся комплекс был назван Малым Эрмитажем.
Главная лестница Зимнего дворца. Очень фотогеничная, но всегда много людей. 

 Коллекция книг и картин росла с бешеной скоростью и в скором времени их уже было негде хранить, поэтому было принято решение о возведение Большого Эрмитажа. Строительство продолжалось с 1771 по 1787 года, архитектором выступил Фельтен. Окончательно строительство Большого Эрмитажа завершилось спустя 5 лет, после того, как Джакомо Кваренги присоединил к основному зданию небольшую пристройку. Кстати именно Кваренги отвечал за постройку Эрмитажного театра. Екатерина II внесла самый большой вклад в создании коллекции, именно в ее правление она постоянно пополнялась полотнами известных итальянский живописцев, в том числе и Рембрандта, в это же время на 2-ом этаже Зимнего дворца был открыт шикарный Георгиевский зал. 

 Русско-французская война в начале 19 века очень сильно повлияла на судьбу Эрмитажа. Во-первых после победы русской армии в Эрмитаж была полностью передана большая коллекция   Жозефины Богарне, жены Наполеона. Во-вторых, Николай I делал все, чтобы увековечить героев отечественной войны 1812 года. В Эрмитаже стали размещать портреты прославившихся военных, а также другие рельефы с патриотической символикой. 
Фельдмаршельвский зал в Зимнем дворце - Эрмитаж


 При правлении Николая всем внутренним интерьером Эрмитажа заведовал Александр Брюллов, брат известного русского художника. Он приложил руку к оформлению большого количества интерьеров Зимнего дворца, также именно он вместе Василием Стасовым, руководил восстановительными работами в Фельдмаршальском и Петровском залах, которые сильно пострадали во время пожара в 1837 году. 

Петровский зал в Зимнем дворце - Эрмитаж

Количество картин в коллекции продолжало расти с большой скоростью, поэтому в 1852 году было принято решение о строительстве Нового Эрмитажа, в котором хранились бы исключительно экспонаты живописи. Здание было возведено по проекту немца Лео фон Кленце, правда непосредственно строительными работами руководила группа архитекторов. Параллельно с этим Андрей Штакеншнейдер трудился над внутренними интерьерами Зимнего дворца и Болього Эрмитажа. В начале второй половины 19 века коллекция Эрмитажа пополнилась полотнами всемирно известных художников Рафаэля и Леонардо да Винчи, а также другими экспонатами декоративно-прикладного искусства европейских мастеров. В это же время было принято решение перевезти в Эрмитаж коллекцию оружия из Царскосельского Арсенала.
Гербовый зал в Зимнем дворце - Эрмитаж 

В двадцатом веке Эрмитаж пережил несколько важных этапов в своей истории. Сначала на его территории был развернут военный госпиталь во время Первой мировой войны. Также после Февральской революции новое Временное правительство решило избрать здание Зимнего дворца для проведения своих заседаний, где они потом и были арестованы большевика. 

Геогргиевский (Большой тронный зал) в Зимнем дворце - Эрмитаж


12 ноября 1917 года считается важной датой в истории Эрмитажа, ведь именно в этот день он становится государственным музеем. С этого момента и вплоть до начала Второй мировой войны, коллекция музея увеличивалась в геометрической прогрессии, сюда привозились все национализированные частные собрания, коллекции закрытых музеев, а также экспонаты из других союзных республик. Во время войны коллекция была перевезена в Свердловск, но с ноября 1945 года ее стали возвращать в родные залы. 
В 1981 году к музейному комплексу Эрмитажа был присоединен дворец Меникова, на территории которого разместили коллекцию экспонатов, рассказывающих о быте и культуре петровского времени. В начале 90-ых годов было принято решение на территории Эрмитажного театра организовать “Зимний дворец Петра I”, поэтой причине часть коллекции была перемешена в Главный таб. 
В XXI веке Эрмитаж начинает активно продвигать себя во всем мире, открываются особые представительства, как в российских регионах (Казань и Выборг), так и за рубежом (Амстердам. Лондон, Лас-Вегас).  Коллекция Ломоносовского фарфорового завода становится частью экспозиции Эрмитажа, также строится новый вход, а Большой парадный двор подвергается кардинальной реконструкции. 
Малахитовая гостиная в Зимнем дворце - Эрмитаж

 Коллекции музея

Коллекция музея настолько большая, что человек физически не сможет всю ее осмотреть за один визит, конечно же если он не будет длиться неделю. Именно поэтому у посетителей есть возможность самостоятельно выбрать маршрут, который бы полностью отвечал их интересам. Самыми красивыми считаются интерьеры Зимнего дворца, если же говорить про коллекции картин, то они размещены в экспозициях Нового и Большого Эрмитажа.  

 Зимний дворец

На первом этаже Зимнего дворца размещена экспозиция древнего искусства, а также археологические экспонаты, на втором этаже можно ознакомиться с полотнами французских и английских художников XVI-XVIII вв., а также увидеть интерьеры различных времен. Третий этаж отдан под экспонаты из стран Азии. Посетители рекомендуют обратить особое внимание на следующие залы: Большой, Тронный, Концертный, Александровский, все они расположены на втором этаже Зимнего дворца. Помимо этого, популярностью пользуются зал, посвященный семье последнего императора, и камерные помещения Марии Александровны. 




Военная Галерея в Зимнем Дворце - Эрмитаж 

 Малый Эрмитаж

Из Зимнего дворца в здание Малого Эрмитажа можно попасть посредством Сивкого перехода с небольшой экспозиционной площадкой, где можно лицезреть саркофаги, древнеримские мозаики и другие старинные рельефы. Название зал получил в честь архитектора Александра Сивкова, который в советское время смог объединить все здания в одно музейное пространство. Стоит обратить внимание на Павильонный зал, из окон которого можно увидеть величественную Неву, его оформлением в середине XIX занимался Штакеншнейдер, который активно использовал в декорировании хрусталь и позолоту. Именно тут можно ознакомиться с четырьмя копиями Бахчисарайского фонтана, а также увидеть мозаики и часы “Павлин”.  Рекомендуем вам обратить внимание на бронзовый часовой автомат, созданный английскими мастерами в XVIII века, он до сих пор находится в рабочем состоянии, каждую среду в 7 вечера можно насладиться его “пением”. В Романовской галерее можно ознакомится со средневековыми экспонатами, декорированными резьбой, слоновой костью, эмалью. Также стоит тут обратить внимание на коллекцию фаянсовой посуды. Сразу же после окончания галереи посетители попадают в зал с полотнами голландских и фламандских художников.  В Малом Эрмитаже также размещена и Петровская галерея, в которой представлены полотна немецких художников и скульптуры, созданные в период с XV по XVIII в.

Старый (Большой) Эрмитаж

Основная экспозиция размещена на втором этаже куда можно попасть по величественной Советской лестнице из розового и белого мрамора. Ее построили в XIX веке по проекту архитектора Штакеншнейдера. Изначально на нее месте был расположен Овальный зал, от которого до наших дней сохранился только духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы. Кстати если вы подумали, что название лестнице было дано во время СССР, то вы ошибаетесь, в XIX веке в этом здании заседал Государственный совет и именно поэтому лестнице было дано такое название. 

 Если сравнить Большой Эрмитаж с Зимним дворцом и Новым Эрмитажем, то он серьезно уступает двоим последним по размерам, но компенсирует это ценностью своей экспозиции. Ведь именно в нем, а если говорить более конкретно, то в Невской анфиладе, собрано коллекция шедевров итальянского Возрождения. Тут можно увидеть алтарь Сандро Боттичелли, фрески Фра Беато Анджелико, ”Святого Георгия” Тинторетто, рельефы Антонио Росселино, ”Оплакивание Христа” Веронезе, ”Святого Себастьяна” Пьетро Перуджино и работы других известных мастеров. 

Помимо этого, тут размещен зал Леонардо да Винчи, где можно ознакомиться с французскими интерьерами характерными для XVII века. И конечно жемчужиной зала являются известные ”Мадонна Бенуа” и” Мадонна Литта” руки Леонардо да Винчи. В  зале Тициана размещены полотна “Святой Себастьян” и “Даная” написанные Тицианом в середине XVI века. 

 Новый Эрмитаж

Набережная реки Невы была активно застроена и по этой причине не было хорошего места для главного фасада здания, поэтому было принято решение, что он будет выходить на Миллионную улицу. Многие видели его неоднократно на изображениях в интернете, ведь именно главный фасад  Нового Эрмитажа декорирован величественными монументальными фигурами атлантов из гранита, созданными скульптором Теребеновым. О них поется в популярной песне Александра Городницкого. 

Оформление внутреннего интерьера Нового Эрмитажа было доверено Лео фон Кленце, который хотел, чтобы между экспонатами и внешним видом стен, пола и потолка была полная гармония. Именно из-за этого при декорировании многих залов использовались разнообразные медальоны и мозаики, созданные в разных стилях, отвечающих разным временным рамкам. 

На первом этаже размещена коллекция, посвященная античному искусству. К основным выставочным залам можно попасть по Главной лестнице, созданной из белого мрамора, по обе стороны которой возвышаются гранитные колонны. Главными экспонаты древности размещены в двенадцати колонном зале, в котором всех поражают мозаичные полы, а также настенные росписи, созданные в древнеримском стиле, и величественные зеленые колонны из гранита. 

 Стоит обратить внимание и на зал Большой вазы, главным экспонатом которого является Колыванская ваза, вес которой составляет 19 тонн, она была создана в 1843 году из ямы зелено-серого цвета. По всему периметру зала размещены мраморные скульптуры времен владыки Траяна. Если вы зайдете в зал Юпитера, то сможете увидеть большую статую Громовержца, которая была привезена в Эрмитаж непосредственно из загородного дома императора Домициана. Стоит обратить внимание и на античный дворик, авторы постарались довольно точно воспроизвести внутренний интерьер домов древних греков и римлян. В зале Диониса опять же представлены мраморные фигуры. Экспозиция включает достаточно много копий работ известных греческих скульпторов, таких как Поликтет, Мирон, Фидий, а вот большинство экспонатов ваз являются подлинниками. 

 Второй этаж Нового Эрмитажа оценят любители живописи, ведь именно здесь расположен зал Рембрандта, в котором можно увидеть сразу аж 23 полотна голландского художника, самыми известными считаются “Даная” и “Возвращение блудного сына”. Также здесь можно попасть в зал Рафаэля в котором можно познакомиться с итальянской керамикой, работами лучших учеников итальянского художника, а также его собственными работами “Мадонна Конестабиле” и “Святое Семейство”, которые во всем мире считаются шедеврами. Помимо этого в коллекцию Нового Эрмитажа входят работы Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.
 
Эрмитажный театр

Здание было построено на месте, где до этого был расположен Зимний дворец Петра I. Строители приложили много усилий, но им все-таки удалось восстановить небольшую часть цокольного, а также первого этажа, которые размещены под сценой. В наши дни посетители могут осмотреть парадный двор с санями Петра I, столовую и кабинет, правда вход отдельный со стороны Дворцовый набережной. 

 Если говорить непосредственно про театр, то стоит обратить внимание на его фойе, которая выполнена в серовато-голубых тонах, этим авторы хотели лишний раз подчеркнуть торжественность тяжелых люстр, потолочных картин, пышность лепнин и изысканность медальонов. Если говорить про зрительный зал, то он очень сильно напоминает античный амфитеатр, тут также размещено есть полукруглых рядов скамей. Стоит отдать должное, что при постройке удалось создать идеальные акустические условия для оперы. Иногда тут устраивают спектакли и концерты, артисты и музыканты собственные, хотя периодически приглашают певцов из Мариинского театра. 

Дворец Меншикова

На Университетской набережной бросается в глаза барочное здание, которое считается первым капитальным строением из камня в Санкт-Петербурге. Во времена, когда Меншиков обладал большим весом при дворе, в его дворце постоянно устраивались развлекательные мероприятие, куда стремились попасть все из царского двора. После же смерти Меньшикова дворец был невостребованным и это привело к его упадку, здание серьезно обветшало. В  ХХ веке было принято решение провести реконструкцию, которая из-за большого объема работ растянулась на несколько десятков лет. Часть помещений и по сей день не восстановлены. В 1981 году дворец был передан Эрмитажу, сразу же стали воссоздавать интерьеры характерные для начала XVIII века. Особое внимание стоит обратить внимание на Ореховый кабинет и анфилады парадных залов. 

 Здание Главного штаба
Здание Главного штаба
Главный штаб последним вошел в музейный комплекс Эрмитажа, из себя он представляет два здания, соединенные мощной полукруглой триумфальной аркой, возведенной по проекту архитектора Карло Росси. На протяжении всей истории в здании Главного Штаба заседают представители военных ведомств, и в наши дни тоже. В данный момент часть залов в строение реконструируются, так как планируется сюда перевести из Зимнего дворца некоторые коллекции европейской живописи. 


Как добраться до Эрмитажа - Зимний дворец

Ближайшие станции метро Адмиралтейская (660 м - 8 мин),Невский проспект (1 км - 12 мин), Гостиный Двор (1,46 км - 18 мин). 

Если говорить про наземный транспорт, то рядом расположена остановка "Дворцовая площадь" на которой останавливаются  автобусы : №7, 10, 24,  191 и троллейбусов №1, 7, 10, 11 . От остановки 50 метров пешком.

Адрес:  Дворцовая пл., 2 
Время работы: пн -выходной, ср,чт,вс- 11:00 – 18:00, вт,пт,сб - 11:00 – 20:00 
Стоимость билетов: 500 рублей
Сайт: www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.