Государственный Русский музей, Михайловский дворец

Государственный Русский музей входит в число самых больших музеев РФ русского искусства. Идея о его создании возникла в 1895 году, и уже в 1898 году он был открыт. Музей было решено открыть в Михайловском дворце. До революции 1917 года его официальное название было – Русский музей Александра ІІІ.

Экспозиция русского музея включает в себя не только работы мастеров дореволюционной России и творцов советского времени, но еще и уникальные коллекции произведений народного и декоративно-прикладного искусства.   
Государственный Русский музей, Михайловский дворец Государственный Русский музей, Михайловский дворец Государственный Русский музей, Михайловский дворец Государственный Русский музей, Михайловский дворец
 Михайловский дворец - внешний вид

 Со временем коллекция Русского музея постоянно увеличивалась, поэтому в наши дни она размещается в нескольких зданий, но главные коллекция размещены конечно же в Михайловском дворце, в его сердце. 

Расширения комплекса зданий Русского музея началось в 1930 году, когда ему был передан корпус Бенуа, находящийся на набережный канал Грибоедова. Длительное время в новом здании можно было ознакомится только с выставками художественных объединений и союзов. А вот в наши дни его экспозиция уже четко поделена на две части, на первом этаже гости музея могут ознакомится с уникальными экспонатами совестного искусства, а на втором же представлены представители второй половины 19 в.

История Михайловского дворца

Стоит сказать пару слов и о главном здании русского музея - Михайловском дворце. Его решили возвести в честь князя Михаила Павловича, сына императора Павла І. Для этого ежегодно из казны откладывались сотни тысяч рублей. Строительные работы начались 17 апреля 1819 г, именно в этот год князю исполнился 21 год. К этому времени сумма отложенных средств для постройки нового дворца уже достигла отметки 9 миллионов рублей.
Михайловский дворец - потолки Михайловский дворец - потолки Михайловский дворец - потолки Михайловский дворец - потолки Михайловский дворец - потолки Михайловский дворец - потолки Михайловский дворец - потолки Михайловский дворец - потолки
 Михайловский дворец - потолки

Главным архитектором был приглашен Карл Иванович Росси, который   решил соединить будущее здание с главной артерией города. Он проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского), по которой можно было без хлопот добраться из дворца и Михайловской площади (пл. Искусств) до Невского проспекта. 

Если говорить про внутренний декор, то тут денег не жалели, были приглашены только лучшие живописцы, резчики, скульпторы и лепные мастера тех времен. Ковры, обои, обивка для мебели напрямую заказывались из Парижа от Картье. Остальные материалы покупались только у лучших отечественных производителей. Росси лично заказывал все изделия из чугуна на Литейном заводе у мастера Баумана. Именно на этом заводе были отлиты парадна лестница, маленький мостик в саду, красивейшие львы и решетка, выходящая на мойку. 

 Благодаря хорошему финансированию, строительные работы не останавливались и дворец был построен к 30 августу 1825 года. Новое строение так понравилось императору, что тот, наградил Карла Росси орденом Владимира 3-ей степени, а также бриллиантовым перстнем. 
Государственный Русский музей - картины Государственный Русский музей - картины Государственный Русский музей - картины Государственный Русский музей - картины Государственный Русский музей - картины Государственный Русский музей - картины Государственный Русский музей - картины Государственный Русский музей - картины
Государственный Русский музей - картины
Княгиня Елена Павловна была так красива и популярна, что Михайловский дворец довольно быстро становится настоящим культурным центром всего города. 

 В 1873 году княгиня умирает и дворец переходит во владение Екатерине Михайловне Мекленбург-Стрелицкой, дочери Елены Павловны. А вот уже после ее кончины дворец стал принадлежать казне, и в 1895 году его выкупил император Николай II. 
13 апреля 1895 года Михайловский дворец официально становится Русским музеем, хотя открытие его было отложено. Необходимо было большинство внутренних помещений переделать под выставочные залы, а также сделать потолок стеклянным. Возглавил все эти работы архитектор    Василий Федорович Свиньин, который справился со всем блестяще. В 1898 году состоялось официальное открытие Русского музея. 

  Коллекция Русского музея

По первоначальной задумке коллекция должна была знакомить посетителей с тремя направлениями:
-    Памяти Александра ІІІ
-    Этнографическим и художественно-промышленным
-    Художественным.

В результате прижилось исключительно художественное направление.

Создание коллекции музея дело довольно сложное, поэтому 8 июля 1897 года по указу императора некоторая часть произведений искусства была передана новому музею самим Эрмитажем. Помимо этого, своими экспонатами также пришлось поделиться и Академии художеств, Зимнему дворцу, Царскосельскому Александровскому двору и ряду частных коллекций. 

Самые лучшие произведения решили разместить на 2-ом этаже дворца, в так называемом Академическом зале. Тут можно было увидеть следующие полотна: “Покорение Сибири Ермаком” (Василий Иванович Суриков), “Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану” (Ильи Ефимовича Репина), “Фрина на празднике Посейдона в Элевсине” (Генриха Ипполитовича Семирадского), “Русалка” и “Поцелуйный обряд” (Константина Егоровича Маковского), “Христос и грешница” (Василия Дмитриевича Поленова) и ряд других шедевров. 
Государственный Русский музей, Михайловский дворец Государственный Русский музей, Михайловский дворец Государственный Русский музей, Михайловский дворец Государственный Русский музей, Михайловский дворец Государственный Русский музей, Михайловский дворец Государственный Русский музей, Михайловский дворец Государственный Русский музей, Михайловский дворец
Государственный Русский музей, Михайловский дворец

В дальнейшем, вплоть до 1917 г., коллекция пополнялась благодаря приобретениям и пожертвованиям неравнодушных граждан.  А вот начиная с 1917 года экспозиция музея стала резко увеличиваться, все из-за глобальной национализации, распределения художественных фондов и приобретений. Все произведения искусства с этого времени стали размещать строго в хронологическом порядке, согласно течениям, художественным жанрам и временным эпохам.
 
 В 1934 году был создан зал советского искусства, а в 1937 году зал народного искусства. 
В наши дни экспозиция Русского музея включает в себя более 400 000 экспонатов.

Дворцы Русского музея

Коллекция музея со временем так сильно увеличилась, что в какой-то момент Михайловский дворец оказался мал, уже физически не было место, чтобы хранить и одновременно показывать полотна. Именно поэтому мэрия Санкт-Пете6рбурга и правительство РФ решили передать Русскому музею два красивейших здания в центре Санкт-Петербурга: Мраморный и Строгановский дворец. 
 Мраморный дворец получил свое название из-за основного материала, который использовался при его отделке, коим конечно же выступали мрамор и гранит. Этот дворец был возведен по личному распоряжению Екатерины ІІ, она хотела преподнести его в качестве подарка графу Григорию Григорьевичу Орлову. После смерти графа, Екатериной ІІ выкупила его у наследников Орлова, после чего он переходил по наследству из рук в руки. 

Строгановский дворец  можно увидеть на углу набережной Мойки и Невского проспекта. Стоит обязательно отметить, что для отделки здания был приглашен итальянский живописец Джузеппе Валериани. В наши дни в Большом Танцевальном зале можно увидеть красивейший Плафон его кисти. 

Легенды и истории

Михайловский дворец.   Если верить одной легенде, то до возведения дворца, к императору пришел монах и сказал, что у Павла І в скором времени родится сын, его нужно будет назвать Михаилом и после чего будет необходимо построить дворец, назвав в честь ребенка. 
Михайловский дворец - главная парадная лестница Михайловский дворец - главная парадная лестница Михайловский дворец - главная парадная лестница Михайловский дворец - главная парадная лестница Михайловский дворец - главная парадная лестница Михайловский дворец - главная парадная лестница
 Михайловский дворец - главная парадная лестница

Если верить еще одной легенде, то во время возведения Михайловского дворца, на одном из балов будущая фаворитка Павла І, очень сильно волновалась и непреднамеренно уронила перчатку, император в лучших традициях джентльменов поднял ее и хотел отдать девушке. Но ему так понравился уникальный желто-оранжевый цвет, что он решил отдать перчатку архитектору Бренне, как образец цвета покраски дворца. Узнав об этом, многие дворяне и купцы решили перекрасить свои дома в этот же цвет, желая показать свою преданность императору. 

Одна из легенд рассказывает о таинственной юродивой, которая предсказала скорую смерть императору. Согласно ее фразе, годы жизни Павла І будут равны количеству букв в тексте надписи над парадными воротами в Михайловский замок. Этот слух быстро распространился по городу, и стал настоящим городским поверьем. Павел І умер в 47 лет, и именно столько букв было в изречении над воротами “ ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ ”

 Одной из самых известных легенд является та, согласно которой император знал о своей судьбе и как то раз обмолвился, вставая из-за стола: “ Чему быть, того не миновать ”.

После гибели императора Павла І, Михайловского дворца был покинут всеми. Среди людей стали передаваться слухи, что в пустующем дворце по ночам можно услышать шаги, а иногда в окнах виднеется неяркий свет. Императорская семья решила на базе дворца сделать Главное инженерное училище.   

И вот однажды вечером, солдаты, занимающиеся перевозкой имущества училища, попали в сильный ливень и решили переночевать во дворце. Руководил солдатами один унтер офицер, который разрешил своим подчиненным заглянуть в бывшие царские покои. Спустя время один из солдат прибежал с бледным от страха лицом, он клялся, что видел призрака со свечкой в руке.  Спустя время, когда имущество училища было перевезено во дворец, для его охраны решили выставлять караулы из солдат. И вот один из караульных ночью вышел на крыльцо и в окне третьего этажа увидел тусклый свет. Он отошел подальше от здания дворца, чтобы более детально разглядеть и увидел в окне свечу, которая парила в воздухе, как будто ее держала невидимая рука. 
Самая предприимчивая турфирма из-за этой легенды даже организовала одну ночную экскурсию. Людей подвозили на автобусе к Михайловскому дворцу к половине первого, и это  не случайно, ведь если верить историкам, и именно в это время  был убит  Павел І. Экскурсионная группа в сопровождении экскурсовода поднимались к спальне Павла І, проходя по пути библиотеку и бывшую караульную. После чего им рассказывалась история убийства Павла І во всех кровавых подробностях. А путь, которым они попали в спальню императора, аналогичен пути убийц. 

 Легенды Строгановского дворца

Еще до возведения дворца, на его месте находилось деревянное здание. В одном крыле жил Сергей Григорьевич Строганов, а другое принадлежало повару императора. Строганов на протяжении многих лет хотел постоять собственный каменный дворец и обращался к повару с просьбой продать ему свою половину. Но повар постоянно отказывал по непонятным причинам. И вот однажды деревянное здание сгорело, но Строганов не расстроился, а наоборот, довольным голосом произнес: “Ну, наконец-то!”.
 Если обратить внимание на фасад Строгановского дворца, то можно увидеть изображения мужского профиля в простенках между окнами. Ии вот по сей день не утихают споры, кто изображен на этих профилях. Одни говорят, что это сам владелец замка, архитектор Растрелли решил таким способом удивить Строганова. Другие же уверены, что это портрет самого Растрелли, он его оставил в качестве автографа. 

Следующая легенда относится к тайному ордену масонов. Согласно ей, все покои и дворцовые залы были созданы так, чтобы полностью соответствовать символическому ритуальному пути масонских посвящений. Стоит обратить внимание на узоры на шпалерах, которые украшены символами духовного восхождения в масонском понимании. Правда это или нет, неизвестно, но доказано, что Александр Сергеевич Строганов, сын Сергея Григорьевича, был в верхушке масонского ордена.
 
 Мраморный дворец

Если верить одной из главных легенд про Мраморный дворец, то внешний облик будущего строения нарисовала лично императрица.  Архитектор Ринальди узнал об этом и с большим уважением относился к этому эскизу, во время строительства дворца. 

В наши дни все знают, что свое название дворец получил из-за своего оформления, ведь для облицовки всех его стен потребовалось около 32 сортов мрамора. Но совсем мало людей знают, что первоначально этот дворец называли просто – Каменный дом Почтовой пристани.
 
 В наши дни Русский музей – это не просто место, где можно насладиться шедеврами изобразительного искусства, это и уникальное хранилище художественных ценностей, научно-методический центр художественных музеев РФ, большой реставрационный центр, многие его называют научно-исследовательским институтом, курирующим работу около 260 художественных музеев России, а также занимающимся культурно-просветительными работами. 

Как добраться до  Михайловского дворца

Ближайшие станции Невский Проспект (680 м - 8 мин), Гостиный двор (1,1 км - 14 мин), Чернышевская (2,4 км - 29 мин). 

Если говорить про наземный транспорт, то рядом расположены остановки автобусов: №3, 7, 22, 24, 27, 49, 191  и троллейбусы  № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

Адрес:  Инженерная ул., 2-4А
Время работы: Пн - 10:00 — 20:00, ср,пт,сб,вс - 10:00 — 18:00, чт - 13:00 — 21:00, вт -выходной
Стоимость билетов: 500 руб
Сайт: www.rusmuseum.ru

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.