Спас на Крови

Спас на Крови – один из самых известных православных храмов не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Его полное название - Собор Воскресения Христова на Крови (также храм Спаса на Крови).

Имя ему было дано из-за места, но котором он был возведен. Именно тут 1 марта 1881 года (13 марта по новому стилю) произошло покушение на императора Александра II. От полученных ран он в скором времени скончался. И фраза “на крови” в названии храма не случайна, она указывает на кровь императора. 

Храм Воскресения Христова Спас на Крови
По этой же причине принято считать, что храм — это настоящий памятник царю-мученику. В наши дни Спас на Крови считается не только шедевром архитектуры, но и полноценным музеем, который входит в состав комплекса “Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“”.

Спас на Крови находится в центре городе на набережной реки Грибоедова всего в 5 минутах от главной улицы города – Невского проспекта. К нему почти непосредственно примыкает один из красивейших парков города – Михайловский сад, а также одна из ключевых площадей города – Конюшенная, которая получила свое название из-за размещенного на этом месте в прошлом Императорского конюшенного двора Екатерины I.
Храм Воскресения Христова Спас на Крови
Возведение храма началось по указу императора Александра III, сына Александра II. Был объявлен конкурс на лучший проект и победила совместная работа архитектора Альфреда Парланде и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Для Парланде Спас на крови стал самой известной работой, а вот настоятель Игнатий активных действий во время возведения не принимал и постепенно отошел от строительных работ. В итоге можно сказать, что проект всецело был создан Парландом. 
Благодаря удачному расположению в историческом центре города и рядом расположенных других достопримечательностей, почти все гости города посещают Спас-на-Крови. Хотя нельзя сбрасывать со счетов красивейший внешний вид храма, он играет не последнюю роль в популярности храма. Спас на Крови является отличным примером русского стиля, многие сравнивают его с Собором Покрова Пресвятой Богородицы (Храмом Василия Блаженного) в Москве. При возведении храма в качестве примеров использовались храмы Москвы и Ярославля, построенные в XVI—XVII веках.

 Возведения собора продолжалась почти 24 года. Строительные работы начались в 1883 году и были закончены только в 1907 году. И почти сразу же храм был освещен митрополитом Антонием, в хрониках это событие датируется 6 августом (19 августом по новому стилю) 1907 года.

Но храм не первая постройка на этом месте, с момента гибели Александра II и до начала возведения Спас-на-крови тут находилась часовня, которую решили построить на этом месте на следующий же день после смерти императора. Деньги на строительство часовни выделили купцы Громов и Милитин, а в качестве архитектора был приглашен Леонтий Бенуа. Милитин впоследствии стал старостой часовни, он вел все дела местной церковной общины. 
Храм Воскресения Христова Спас на Крови - внешний вид, фасадыХрам Воскресения Христова Спас на Крови - внешний вид, фасадыХрам Воскресения Христова Спас на Крови - внешний вид, фасадыХрам Воскресения Христова Спас на Крови - внешний вид, фасады
Храм Воскресения Христова Спас на Крови - внешний вид, фасады

Новую часовню освятили 17 апреля 1881 года. Сразу же после ее постройки тут стали устраивать памятные панихиды. Часовня просуществовала на этом месте вплоть до 1883 года, после чего ее перенесли на Конюшенную площадь. Там она простояла на протяжении 9 лет, после чего ее полностью разобрали. 

Сразу же после принятия решение о возведение на месте покушения на Александра II нового собора, императорская семья объявила конкурс на лучший проект. Было зарегистрировано 26 работ, из которых выбрали 8 самых лучших. Первое место комиссия присудила проекту А.Тимошко, он предлагал возвести храм в русско-византийском стиле. Своей проект он назвал – “Отцу Отечества”. Второе место занял совместный проект академиков И.Китнера и А.Гуна под названием “1 марта 1881 года”. Третье место присудили проекту Л.Бенуа. Но в итоге Александр III не одобрил ни один из них, поэтому было принято решение о проведении второго конкурса, на который было подано уже 31 проект. Александр III также их все отклонил. 

 Был объявлен третий конкурс, победителем которого в итоге стал совместный проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия. Александр III одобрил этот проект с оговорками, он хотел в дальнейшем его дорабатывать. В результате первоначальный проект был одобрен летом 1883 года, а окончательный вариант его был утвержден лишь в мае 1887года. 
Официально строительные работы начались в октябре 1883 года. Была даже создана специальная комиссия по строительству, ее руководил князь   Владимир Александрович, сын Александра II. Возведение храма затянулось на 24 года и было завершено летом 1907 года. Освящение собора состоялось в день Преображения Господня, на этом событии присутствовал император Николай II и члены императорской семьи. Стоит отметить, что деньги на возведения храма собирали по всей стране, в итоге было потрачено около 4,6 млн рублей. 
Храм Воскресения Христова Спас на Крови - интерьерыХрам Воскресения Христова Спас на Крови - интерьерыХрам Воскресения Христова Спас на Крови - интерьеры
Храм Воскресения Христова Спас на Крови - интерьерыХрам Воскресения Христова Спас на Крови - интерьерыХрам Воскресения Христова Спас на Крови - интерьеры
Храм Воскресения Христова Спас на Крови - интерьеры

 В 1908 году произошло освящение Часовни-ризницы Иверской иконы Божией Матери, которая была возведена рядом. В первоначальном проекте архимандрит Игнатий хотел построить две часовни, которые должны были находится в ограде собора и внешне напоминать две угловых башенки. Возведение часовни было закончено в 1907 году, она вместе с собором Спас на Крови была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Часовня была своеобразным хранилищем, куда относили иконы и другие дары, преподнесенные в память о гибели Александра II. Также в часовню были перенесены все архивные материалы, которые имели отношения к возведению храма.

 Стоит отметить, что при возведении Собора Воскресения Христова на Крови применялись новые технологии в строительстве. Строение было изначально электрифицировано, в нем было установлено около 1700 электроламп.

 Примечательно, что Спас на Крови не был приходским храмом, а полностью находился на государственном обеспечении. Он относился к Министерству внутренних дел, поэтому изначально массовые посещения храма не рассматривались, при это его вместимость считалось большой, в нем одновременно могло находится около 1600 человек. Вход в храм был строго по пропускам. 
После смены власти в 1920 года собор стал приходским, настоятель храма протоиерей Пётр Лепорский был категорически против этого. 

 На протяжении года с июля 1922 по июль 1923 храм был в ведении Петроградской автокефалии, после чего стал обновленческим. С августа 1923 он становится кафедральным собором   Петроградской епархии. В конце 1927 года на его базе делают центр иосифлянства в Ленинграде. 
Спас на Крови - интерьеры и мозаикаСпас на Крови - интерьеры и мозаикаСпас на Крови - интерьеры и мозаика
Спас на Крови - интерьеры и мозаикаСпас на Крови - интерьеры и мозаикаСпас на Крови - интерьеры и мозаика
 Спас на Крови - интерьеры и мозаика

30 октября 1930 года принято решение о закрытии храма, а еще спустя год его решают разобрать. Правда о сроках никто тогда не говорил и поэтому храм так и простоял до начала Великой Отечественной войны, а там уже руководству страны стало не до него. 
 Во время войны на территории храма развернули морг, сюда привозили тела погибших горожан, в послевоенное время из него сделали склад, где хранил свои декорации Малый оперный театр. 

 В 1968 году Спас на Крови попал под программу Государственной инспекции по охране памятников, а в 1970 году на территории храма решили разместить филиал музея “Исаакиевский собор”. В наши дни он является частью комплекса “Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор”.

 С 70-ых годов прошлого века в храме проводил полномасштабные общестроительные, инженерные и реставрационные работы. Летом 1997 года официально открылся для посетителей, в мае 2004 года в стенах Спаса на Крови отслужили первую после длительного перерыва литургию. В январе 2014 года был официально зарегистрирован приход храма.
Спас на Крови - полыСпас на Крови - полыСпас на Крови - полы
Спас на Крови - полыСпас на Крови - полы
 Спас на Крови - полы

В наши дни посетить храм может любой желающий, любоваться снаружи можно без ограничили, а вот чтобы насладиться внутренним убранством, придется приобрести билет. Если говорить об архитектурных особенностях, то храм представляет собой четверик, над которым возвышается пять куполов. Также у храма есть четыре главы. Здание Спаса на Крови — это асимметричная группа, увенчанная пятью куполами, некоторые из них покрыты позолоченным покрытием, другие – эмалевым. Центральная глава храма представляет из себя шатер высотой 81 метр. 

При создании внешнего облика использовался различный материал, тут и кирпич, гранит, мрамор, разнообразные эмали, мозаика и позолоченная медь. 

Если говорить про внутренне убранство, то тут упор делался на мозаики. Большая их часть была создана в мастерской отечественного художника-мозаиста Владимира Фролова. Мозаики создавались на основе эскизов от более чем 30-ти творцов, среди которых были художники известные на весь мир. В наши дни мозаичная экспозиция храма считается чуть ли не самой большой коллекций во всей Европе.

 При посещении Собора Воскресения Христова на Крови, обязательно стоит осмотреть и часовню-ризницу, которая считается памятником истории и культуры, в ее стенах проводят выставки. Часовня обладает прямоугольной формой, над которой возвышается большой купол, декорированный хризмой – монограммой имени Иисуса Христа. Часовня была возведена из кирпича, а в качестве декора выступают изразцы и мозаичные иконы.  Часовня отделена от города оградой, копией той, которая отделяет храм Спас на Крови от Михайловского сада.
Спас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаикаСпас на Крови - мозаика
Спас на Крови - мозаика

Внутреннее убранство храма

Внутреннее убранство Спаса на Крови своим великолепием и красотой способно поразить абсолютно любого, стоит переступить порог, как оказываешься в другом мире. Стоит обязательно отметить, что при создании внутреннего убранство использовали мозаику, а не живопись, это обусловлено тем, что влажный климат Санкт-Петербурга разрушающе действует на полотна. Своды и стены храма, а также и все иконы являются мозаичной кладкой из полудрагоценных самоцветных камней.

 Общая площадь мозаики в храме превышает 7 000 кв.м., поэтому показатели она считается чуть ли не крупнейшей экспозицией во всей Европе. Эскизы для будущих мозаик создавались талантливыми художниками, в числе которых были и отечественные творцы, члены Императорской Академии Художеств: Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Николай Харламов, Николай Харламов. Также стоит отметить, что в работе над ними принимали участие художники абсолютно разных стилей, можно увидеть примеры модерна, академической живописи, византийской иконописи и другие. Благодаря такому подходу интерьер хоть и сделан в одном стиле, но получился разноплановым. Можно выделить следующие тематики мозаичной кладки:
-    Изображения земных деяний Иисуа Христа, тут сцены его страданий, распятия и воскресения;
-    Ветхозаветные сюжеты;
-    Образы извсетных апостолов, святых и мучеников;
-    Растительные орнаменты. 

Мозаика на основе эскизов художников создавалась в мастерской Фроловых, поэтому именно Владимира Федотова, многие считают главным создателем всего мозаичного убранства храма Спаса на Крови.

Также при оформлении внутреннего убранства активно использовались полудрагоценные камни, можно увидеть мрамор, лабрадорит, яшму, порфир, орлец и другие породы. 

Стоит сказать и пару слов про пол в храме. При его создании использовались мраморные плиты из Италии. Верхний слой плит толщиной около 55 мм, это настоящий мозаичный узор из разнообразных геометрических фигур. Большая часть пола была разрушена, но к нашему времени его смогли отреставрировать. 

 Изюминкой храма считается центральный иконостас, многие считают его настоящим шедевром камнерезного искусства. Помимо главного есть еще два иконостаса, южный и северный, перед которыми размещены киоты, созданные из цветных камней: яшмы, порфира и ярко-розового родонита. В свое время тут размещались особо почитаемые иконы. Почти все они были утрачены, до наших дней дожили две мозаичные композиции: “ Воскресение Христа” и молящийся Александр Невский.

Внутреннее пространство храма как будто постоянно наполнено мягким свечением, так получается из-за того, что солнечный свет проникает внутрь храма через окна, он с одной стороны освещает мозаичные иконы, а с другой – отражается от них, создавая такой необычный эффект. 

 Будучи в Санкт-Петербурге обязательно посетите Собор Воскресения Христова на Крови, он поразит вас своей красотой и масштабами. Воспоминания о пребывании в его стенах надолго останутся в вашей памяти. 

Как добраться до Спаса на Крови

Ближайшие станции метро Невский проспект (680 м - 8 мин), Гостиный Двор (1,1 км - 14мин), Чернышевская (2,1 км - 25 мин). 

Если говорить про наземный транспорт, то рядом расположены остановки автобусов: №3, 7, 22, 24, 27, 191 и троллейбусов №1,5, 7, 10, 11, 22. От остановки 680 м или 8 минут пешком.

Адрес:  наб. канала Грибоедова, 2Б, лит.А
Время работы: ежедневно с 10:30 до 18:00, выходной среда
Стоимость билетов: 350 рублей
Сайт: www.cathedral.ru/ru/spas/building
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.