Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Петербурге входит в число самых больших храмов не только города, но и России. Он расположен в центре города на Неве, его фасады смотрят на Невский проспект и канал Грибоедова. Туристы со всего мира, приезжая в Санкт-Петербург, срамятся в первую очередь познакомиться с ним. И в этом нет ничего удивительного, ведь Казанский собор манит своим величественным и монументальным внешним обликом, интересной архитектурой и пышным внутренним убранством. Помимо этого, он интересен еще и тем, что сильно напоминает   собор Святого Петра в Ватикане. Полное название храма звучит, как Собор Казанской иконы Божией Матери.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге
Рядом с Казанским кафедральным собором всегда многолюдно, это обусловлено тем, что он является действующим храмом, поэтому его посещают не только туристы, но и местные верующие жители. Петербуржцы посещают его ради участия в церковных службах, чтобы окунуться в уникальную энергетику собора, ведь каждый уголок в нем — это безмолвный свидетель истории Санкт-Петербурга и России, в нем происходили, как радостные, так и трагические события. Именно в Казанском соборе хранится главная церковная реликвия Северной столицы - Казанская икона Божией Матери. Помимо этого, Казанский собор – это памятник русской воинской славы, такой статус был ему присвоен после победы русской армии в Отечественной войне 1812 года.
 Одним словом, Казанский собор – это непросто здание, это место силы, ведь в его стенах крепко переплелись история страны, религия, память о доблестных защитниках и уникальная архитектурное наследие. Именно поэтому храм считается уникальным и является одним из главных символов Санкт-Петербурга. Если вы планируете посетить Санкт-Петербург, то посещение Казанского собора должно стать одним из главных в ваших планах, окунуться в одухотворяющую атмосферу должен каждый. 
Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге
 История Казанского собора

Если говорить об истории собора, то тут надо рассказать об Павле I, который во второй половине XVIII века, еще до того, как взошел на престол, отправился в длительное путешествие по Европе. И конечно же одним из мест, где он побывал был Рим. Будучи в Вечном городе, он был сильно впечатлен красотой и величием собора Святого Петра. Он был поражен, как храм, был архитекторами органично вписан в окруженную колоннадами площадь перед ним. Спустя года Павел I взошел на престол и в 1799 году отдает распоряжение о постройке нового храма, он хотел, чтобы в Санкт-Петербурге был такой же красивый собор, как и в Риме. Он не любил откладывать дела на потом и поэтому сразу же объявил всероссийский конкурс на создание лучшего проекта для будущего здания. Он хотел, чтобы новый собор был построен на месте церкви Рождества Богородицы, которую местные жители называли просто Казанской. Она была воздвигнута в 30-ых годах XVIII века и за это время успела сильно обветшать. И хоть внешне она выглядела не очень презентабельно, именно в ее стенах хранилась одна из главных церковных реликвий России - икона Казанской Божией Матери.

 Новость о конкурсе быстро разошлась по всей стране, в нем решили принять участие огромное количество талантливых архитекторов, среди них были Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. В итоге победителем стал молодой, но при этом невероятно талантливый Андрей Никифорович Воронихин. Обязательно стоит отметить, что он был бывшим крепостным. Главным условием в конкурсе проектов было то, что новый храм должен был быть похож на собор Святого Петра, а многие архитекторы хотели создать что-тоновое, уникальное, а вот проект Воронихина идеально отвечал всем условиям конкурса императора. Павел I так и не смог увидеть ни то, что новых храм, а даже процесс его возведения. Дело в том, что строительные работы стартовали 27 августа 1801 года, а тремя месяцами ранее группа офицеров убила Павла I в его собственной спальне в Михайловском замке. Позже стало известно, что организатором убийства выступал П. А. Пален, занимающий должность главы тайной полиции и столичного генерал-губернатора. На торжественной церемонии начала строительных работ в итоге присутствовал император Александр I, сын Павла I. 
Казанский собор в Санкт-Петербурге - фасадыКазанский собор в Санкт-Петербурге - фасадыКазанский собор в Санкт-Петербурге - фасады
Казанский собор в Санкт-Петербурге - фасадыКазанский собор в Санкт-Петербурге - фасадыКазанский собор в Санкт-Петербурге - фасады
Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Новый храм решили возвести на участке вдоль Невского проспекта и это оказало сильное влияние на строительные работы, а если говорить более конкретно, то серьезно все усложнило. Дело в том, в православных церквях алтарь должен смотреть обязательно на восток, а при этом главный фасад должен выходить в противоположную сторону, то есть на запад. И эти традиции нельзя было нарушать ни в коем случае, церковники бы этого не поняли. После долгих раздумий приняли решение, что на Невский проспект будет смотреть северный фасад – боковой. Но как же сделать, чтобы с Невского открывался парадный вид на здание. И тут Воронихин показал себя во всей красе, он просто пристроил к боковому фасаду монументальную полукруглую колоннаду, благодаря которой, боковой фасад зрительно выглядел для всех главным, хотя таким и не являлся.  Колоннада лучше всего смотрелась именно со стороны Невского проспекта. Если говорить о колоннаде, то она состоит из 96 колонн, установленные в 4 ряда. Кстати этим собор так же стал еще более похож на собор Святого Петра в Ватикане, перед ним также стоят на площади похожие сооружения. 

Строительные работы продолжались 11 лет, с 1801 по 1811 года. Стоит отметить, что к работам по возведению нового собора не были допущены ни один иностранный рабочий или художник. Всего на работы было потрачено около 4,2 млн. рублей. Освящение собора произошло 15 сентября 1811 года митрополитом Амвросием. После Великой Отечественной войны 1812 года собору был присвоен статус памятника русской воинской славы.

 В 1812 году русская армия полностью разгромила французов, в храм на хранение привезли 27 знамен армии Наполеона. Со временем в стенах храма собралась большая коллекция военных трофеев, сюда свозили флаги и ключи от крепостей и городов, которые были завоеваны русскими войсками в войнах 1813-1814 годов. В соборе, а точнее у одной из стен, размещена усыпальница известного русского военачальника - Михаила Илларионовича Кутузова. Он был учеником Александра Васильевича Суворова, а также руководил всей армией во время тех походов, Кутузова первым в истории наградили полным кавалером ордена Святого Георгия.

Вообще, много известных людей тех лет тем или иным образом связаны с казанским собором. Например, 8 ноября 1893 году именно в стенах собора провели отпевание талантливого отечественного композитора Петра Ильича Чайковского. Такой чести его удостоили за то, что он входил в число первых музыкальных деятелей, решивших попробовать свои силы в написании церковной музыки. К такому повороту в своей судьбе его привели две вещи, с одной стороны ему всегда были присуще религиозно-художественные настроения, с другой стороны он как никто понимал, что в последней четверти XIX века данная сфера нуждалась в реформах. В стенах Казанского собора в 1773 году венчался цесаревич Павел Петрович. В стенах собора происходили и печальные события, так, например, весной 1913 года, когда в храме отмечали 300-летие династии Романовых, случилась большая драка, известно минимум о 34 погибших. 

 Во времена СССР жизнь у церквей была сложной, на них устраивали настоящие гонения, Казанский кафедральный собор не стал исключением. В 1922 году произошло первое крупное изъятие ценностей в пользу государства, очень сильно пострадал внутренний интерьер. Если верить документам тех лет, то только одного серебра было вывезено из храма более двух тонн. На переплавку был пущен даже уникальный иконостас, созданный как раз из серебра, при этом нет никакой информации. Куда это серебро делось потом. В 1923 году храм был передан так называемым обновленцам, а зимой 1932 года его вообще закрыли. В тот же год, правда уже осенью, в его стенах начал функционировать Музей истории религии и атеизма. В начале 50-ых годов XX века были произведены первые работы по реставрации интерьеров, а в начале 60-ы годов приступили к восстановлению фасадов. 
Казанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьеры
Казанский собор - внутренние интерьеры

К своей изначальной деятельности Казанский собор приступил только лишь на закате горбачевской перестройки. Знаковой датой считается 15 мая 1991 года, когда в левом пределе собора произошло первое после долгого перерыва богослужение. При этом главный придел повторно освящен был лишь в 1992 году. Весна 1994 года запомнилась тем, что на главный купол был вновь водружен крест. И только лишь 29 марта 1998 года произошло первое освящение собора. Церемонию проводил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, который в 2014 году стал настоятелем городского храма Владимирской иконы Божией Матери. А вот статус кафедрального собору был возвращен в 2000 году. 

 Особенности архитектуры и внутреннее убранство

Казанский кафедральный собор имеет ряд архитектурных особенностей, например, большое количество колонн и только один купол, которые отличают его от большинства других русских церквей. Если говорить про внешний облик, то он скорее напоминает одну из резиденций Папы Римского, чем типичный для России православный храм. Но при этом он выглядит величественно, красиво, великолепно и хоть есть некие сходства с собором Святого Петра в Ватикане, но все таки в нем видна самобытность. 
 Северный фасад здания декорирован четырьмя скульптурами из бронзы: Андрея Первозванного, князя Владимира, Александра Невского и Иоанна Крестителя. Скульптуры князя Владимира и Александра Невского создал скульптор С. Пименов, Иоанн Креститель – творенье П. Мартос, а вот над Андреем Первозванным трудился В. И. Демут-Малиновский. Стоит обратить на бронзовые двери северного фасада, которые были созданы Василием Екимовым, они являются копией дверей баптистерия во Флоренции. Также планировалось по обе стороны от колоннады установить на каменных постаментах изваяния архангелов Михаила и Гавриила, но это так и не было осуществлено. 
Казанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьеры
Казанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьеры
Казанский собор - внутренние интерьеры

 Если говорить о внутреннем убранстве собора, то оно не особо похоже на типичные церковные помещения русских храмов, посетители как будто оказываются в каком-небыль зале царского дворца. Пространство зало объединено высокими гранитными колоннами, в противном случае зал бы казался бесконечным. Из окон собора льется солнечный свет, благодаря чему создается небольшой оптический обман, кажется, что купол храма парит в вышине и в какой то момент может просто упорхнуть. Местные иконы — это отдельный разговор, они манят как православных верующих, так и представителей других христианских конфессий. Их создавали настоящие мастера тех лет: Ф. П. Брюллов, В. Боровиковский, С. С. Щукин, К. Шебуев, А. Е. Егоров, О. Кипренский и другие. 

Казанский собор иногда в путеводителях называют своеобразным музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом для облицовки был выбран Пудостский камень или известковый туф, он сильно похож на итальянский травертино, из которого был возведен собор Святого Петра. Туф очень легко обрабатывается, его использовали не только для облицовки внешних стен, но и для создания фризов, капителей, наличников. Помимо этого при создании внутреннего декора активно использовался карельский мрамор , яшму, местный порфир. 56 колонн внутри собора были созданы из розового гранита, привезенного из Финляндии. 

Главный святыней собора является Казанская икона, ради нее сюда приходит большая часть верующих. У нее довольно длинная история, которая берет начало в 1579 году. В тот год произошел большой пожар, уничтоживший большую часть Казани. Если верить одному преданию, то спустя две недели после трагедии, одной девочке по имени Матрона Онучина во сне явилась Богородица, которая велела ей отправится на пепелище и отыскать там ее икону. И вот девочка отыскала эту икону, она была закопана почти на метр в землю именно в том месте, на которое указала Дева Мария. Именно перед этой иконой Петр I со своим войском молился перед Полтавской битвой в 1709 году. В 1737 году она была перевезена в Санкт-Петербург и помещена в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году ее, как одну из главных православных святынь Петербурга перевези в Казанский собор. 
Казанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьеры
Казанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьерыКазанский собор - внутренние интерьеры
Казанский собор - внутренние интерьеры

Казанский собор имел то или иное отношения ко многим важным событиям в нашей стране. Так, например, М. И. Кутузов приехал в ставку русской армии только после того, как отслужил в храме торжественный молебен. И именно в собор в 1813 году доставили его прах, где он был впоследствии погребен. На площади перед собором можно увидеть два бронзовых памятника: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Если про подвиги первого все мы знаем из книг по истории, то Барклай-де-Толли был великим русским полководцем, с 1810 по 1812 года занимал должность военного министра Российской империи, впоследствии стал полным кавалером ордена Святого Георгия. Памятники из бронзы довольно красиво были вписаны в общий архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора Божией Матери. Модели для будущих монументов были созданы скульптором Б.И. Орловским. Полководцев решили сделать во весь рост и у обоих на плечах развеваются плащи. Барклай-де-Толли стоит в ожидающей позе, а вот Кутузов как бы дает сигнал армии идти в наступление. Тут  идет прямая отсылка к военным действиям, к тактикам полководцев.

 Для облицовки фасадов Казанского собора использовался пудостский камень, по сути это известковый туф с небольшой объемной массой. Данный минерал обладает морозостойкостью, пористостью и при этом легко обрабатывается. Особой его характеристикой является смена цвета, которой не могут похвастаться другие отделочные материалы, в зависимости от погоды и освещения, он может быть то желтовато-серым, то просто серым. Такое название ему было дано от места добычи – его добывали рядом с поселком Пудость Гатчинского района Ленинградской области. После строительства фасады собора были украшены рельефами, созданными В. И. Демут-Малиновским, Ф. К. Гордеевым, С. С. Пименовым, И. П. Прокофьевым, И. П. Мартосом. Но в наше время мы можем наблюдать лишь два пьедестала, которые стоят по бокам знаменитой колоннады. Именно на них были установлены гипсовые изваяния ангелов, которые находились тут до 1824 года. На их место должны были быть установлены их аналоги из бронзы, но этого так и не произошло. 

 Северные врата монументального храма были отлиты из бронзы, они являются копией так называемых “райских дверей” баптистерия в городе Флоренции, которые были созданы скульптором Лоренцо Гиберти в XV веке. Современники Воронихина сильно его критиковали из-за того, что он использовал так называемые архитектурные заимствования, иногда его прямо называли “копиистом”. Стоит обратит внимание на колонны коринфского ордера – их создали из розового финского гранита, капители же в свою очередь решили декорировать позолотой – всего внутри собора их 56 штук. Говоря про внутреннее убранство, нельзя не упомянуть, что сразу же после возведения собора, он был украшен множеством барельефов, правда, до наших дней дожили только два: “Несение креста” созданный Ф. Ф. Щедриным и “Взятие под стражу” созданный Ж. Д. Рашеттом. Другие же были удалены в 1814 году, правда причины такого поступка неизвестны. В 1899-1900 годах перед собором был создан сквер, который дополнил ансамбль всей постройки, он придал еще больше самобытности. 
 
 Богослужения в Казанском соборе

В 1917 году управлять страной стали новые власти, которые сделали все,   чтобы одна из известнейших святынь не только Санкт-Петербурга, но и России в целом, утратила не только свое историко-военное значение, и религиозное. С купола был снят крест, главную святыню - икону Казанской Божьей Матери перевезли в Князь-Владимирский собор, а в стенах собора открыли Музей истории религии. Икону вернули на ее историческое место только лишь в 1991 году. Позже в храме стали проводить богослужения, а на купол водрузили золотой крест, он стал символом торжества сил добра над силами зла.

В 2003 году на Балтийском заводе мастерами был отлит четырехтонный колокол для храма, его высота превышала 2 метра, и он стал самым крупным среди “собратьев”. Это событие приурочили к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. В настоящее время в стенах Казанского собора периодически проводят богослужения, в которых часто принимают участие высшие чины православной церкви. Ежегодно 12 сентября проходит крестный ход в честь князя Александра Невского, которого считают святым покровителем Санкт-Петербурга. Маршрут начинается у Казанского собора и проходит по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры. Этот крестный ход уже давно стал доброй традицией. 

Местные жители и гости города отмечают, что стоит войти в собор, как сразу же появляется ощущение умиротворения и спокойствия, все тревоги и заботы остаются где-то в далеко. Считается, что так воздействую на людей святые стены здания, которые за длинную историю храма смогли впитать в себя энергетику разных эпох и искренние молитвы верующих. 

Хоть Казанский собор считается действующим православным храмом, он также и визитная карточка Санкт-Петербурга, он входит в состав многих экскурсий. Внутри него есть уголок, где любой желающий может записаться к экскурсоводу. При храме функционирует магазин, где можно купить иконы, свечи и другую церковную утварь или же памятные сувениры. И конечно же любой желающий может приникнуть к главной святыне – иконе Казанской Божией Матери. Правда нужно запастись терпением, желающих сделать это очень много. 

 Благотворительный центр

На протяжении XIX века при соборе функционировала воскресная школа для взрослых, издавали газету, да и вообще многие отмечали, что храм представлял из себя благотворительный центр. В стенах собора собирали еду и теплые вещи, которые потом отправляли на фронт во времена Первой мировой войны. На деньги прихожан и церковные средства был открыт один из первых в стране лазарет. Им лично руководила императрица Александра Федоровна. Священники каждый день проводили молебен о даровании победы в войне. 

Как добраться до Казанского собора
Ближайшие станции метро Невский проспект (50 м ), Гостиный двор (530 м - 6 мин) . 

Если говорить про наземный транспорт, то рядом расположены остановки автобусов: №3, 7, 22, 24, 27, 191 и троллейбусов №1,5, 7, 10, 11, 22

Адрес:  Казанская пл., 2
Время работы: ежедневно с 9:00 до 19:45
Стоимость билетов: бесплатно
Сайт: www.kazansky-spb.ru
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.