Петропавловский собор

Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а именно так звучит официальное название Петропавловского собора, это не просто действующий православных храм Санкт-Петербурга, но и красивейший памятник архитектуры петровского барокко. Для туристов он интересен еще и тем, что является официальной усыпальницей русских императоров. В стенах собора никогда не проводили обряды крещения и венчания, под его сводами отпевали членов правящей династии и ряда князей, которые были близки Романовым. 
Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла
 История Петропавловского собора

В мае 1703 года Петр I решает возвести на Заячьем острове неприступную крепость, чтобы защитить только что отвоеванные у шведов земли. Строительные работы продвигались семимильными шагами, ведь угроза со стороны шведов так и витала в воздухе, царь лично следил за ходом возведения крепости. 

Петропавловская крепость стала не просто фортификационным сооружением и символов господства России на берегах Балтики, но также и административным центром всей округи, ведь на ее территории находились помимо казарм, складов, также и Сенат с казначейством. Но главным строением в крепости все-таки являлось церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которую возвели по личному распоряжению Петра I.

29 июня 1703 года началось возведение деревянной церкви, это событие было приурочено к дню памяти апостолов. 1 апреля 1704 года в торжественной обстановке новая церковь была освящена и тут же провели праздничную службу.  А вот закладка будущего, правда уже каменного Петропавловского собора, состоялась 30 мая 1712 года. Петр I лично пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини, которому и было поручено создание проекта будущего храма. Деревянную церковь никто не спешил демонтировать, ее решили оставить внутри нового здания. 

 Изначально Трезини согласился на один год работы в Санкт-Петербурге, но он попал под чары царя, заразился его дерзким замыслом и в итоге никуда не уехал. Благодаря ему в стране появился уникальный для русского зодчества собор. Работы по возведению каменного собора продолжались целых 20 лет, с 1712 по 1732 года. 

В качестве рабочей силы использовались русские солдаты, пленные шведы и крестьяне со всей России. Работы по строительству крепости и собора не останавливались ни на минуту, рабочие тысячами погибали от холода, голода и эпидемий. В итоге внешний образ собора очень сильно напоминает корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами. 

 Архитектура собора

Петропавловский соборы был возведен в лучших традициях европейской архитектуру. Если говорить про форму здания, то это вытянутый прямоугольник 30 на 60 метров. Собор внешне выглядит на удивление скромно и просто. Если говорить про декор стен, то тут стоит обратить внимание на плоские колонны с пилястрами, а также на головы херувимов, украшающие наличники окон. Западный фасад, который выступает основанием колокольни, декорирован шестью пилястрами, размещенными по бокам от главного входа. Восточный фасад декорирован фреской под названием «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом», созданной художником П. Титовым. 

 Колокольня

Петр I лично настоял на том, чтобы колокольня была со шпилем. Дело в том, что царю банально была удобная смотровая площадка, с которой можно было бы увидеть приближающиеся корабли шведов. Колокольная стал своеобразным символом возвращения России приневских земель. Петр I был очень горд своим детищем – новым строящемся городом, поэтому часто приглашал иностранных гостей подняться вместе с ним на колокольню, чтобы наКолокольня в Петропавловском соборесладиться панорамными видами будущей столицы. 
 
 До сих пор многоярусная колокольня, декорированная пилястрами, считается главной частью собора, ее высота составляет 100 метров. Два первых яруса, немного расходятся вширь и тем самым создают красивый переход к высокой башне. Третий ярус как будто устремляется в небеса, он декорирован 4-мя круглыми окнами, обрамленными мощными белокаменными рамами, и золоченной восьмискатной крышей. 

 Над крышей последнего яруса возвышается утонченный восьмигранный барабан, в котором сделаны узкие вертикальные проемы. А уже над барабаном возвышается золотая корона с небольшой золотой башенкой, на которую и вогружен шпиль, высота которого составляет аж 40 метров. В наши дни в колокольне Петропавловского собора размещены 103 колокола, при этом 31 из них оригинальные, то есть сохранились с петровских времен. 

 Ангел и куранты Петропавловского собора

Шпиль заканчивается массивной фигурой ангела, у которого в рука находится 6,5 метровый крест. Разах крыльев ангела составляет 3,8 мета, его высота – 3,3 метра, а вес превышает 250 кг. Ангела сразу же стали считать своеобразным оберегом новой столицы. При желании в рядом расположенном музее истории Петропавловской крепости можно увидеть копию ангела, которая поражает размерами. Ведь когда смотришь на него на шпиле, то не осознаешь до конца его размеры, а вот стоя в метре от него, он фигура кажется огромной. 
Ангел Петропавловского собора
 Петр I скончался в январе 1725 года, когда колокольню еще до конца не достроили, он так и не увидел ангела, возвышающегося над новой столицей. 

Колокольню решили оснастись часами-курантами, что для многих было настоящим чудом, до этого в России таких не было.  Часы были снабжены специальным музыкальным механизмом и могли исполнять монархический и церковный гимн. За свою длинную историю с XVIII века эти часы останавливались всего два раза: первый – в годы революции, второй – во время Великой Отечественной войны. 

Во время революции по часам частенько стреляли большевики, им не нравился монархический гимн. Даже остались пулевые отметины на них. В итоге 25 июня 1926 года часы Петропавловского собора впервые исполнили «Интернационал».

 Во времена СССР механизм переделали и куранты постоянно играли гимн Советского Союза. В наши дни куранты исполняют государственный гимн Российской империи. Хотя в 12:00 и в 18:00 куранты исполняют гимн «Боже, царя храни…».



В свое время на колокольне был установлен такой уникальный музыкальный инструмент, как карильон, состоящий из клавиш и 51 колокола. Царь лично привез его в Петербург из Амстердама и ему пришлось заплатить за него баснословную сумму. Изначальный карильон был демонтирован с колокольни в XIX веке, и только в 2001 год был установлен новый, который специально сделали в Голландии. Новый карильон был создан на средства спонсоров, он опять состоял из 51 колоколов, на одном из которых есть надпись: «Да звенит сей колокол во славу России!».

 Внутренне убранство

Просторное внутреннее пространство собора разделено на 3 части посредством монументальных колонн, создается впечатление, что в нем, как и в любом дворец есть парадный зал, пышный и торжественный, и ничего общего с храмом для молящихся тут нет. Пол в соборе вымощен известняковыми плитами, а вот колонны декорированы мрамором, родонитом и яшмой. 

 Под сводом храма можно лицезреть 18 картин, изображающих евангелические сюжеты. Это стало своего рода ноу хао, который ввел Петр I, до этого стены церквей в России было принято украшать фресками. Картины были написаны отечественными художниками Андреем Матвеевым и Василием Игнатьевым, а также голландцем Георгом Гзелю, с которым царь познакомился в очередной своей поездке в Амстердом. А вот за создание лепного декора отвечали уже Антонио Квадри и Игнацио Росси. 

Благодаря большому обилию света в храме постоянно царит праздничная атмосфера. Свет попадает в храм посредством больших окон и пяти паникадил, созданных из горного хрусталя, цветного венецианского стекла и позолоченной бронзы. Еще больше подчеркивается торжественность этого огромного 122-метрового собора за счёт трофейных знамен и нарядного декора.
 
 Если смотреть на алтарь, то у левой колонны размещена позолоченная кафедра, на которую можно попасть посредством винтовой лестницы, с нее раньше произносили проповеди. Кафедра декорирована картинами, олицетворяющими высказывание: «Вначале было слово».
позолоченная кафедра в Петропавловском соборе
 Стоит отметить, что в православных храмах было не принято читать проповеди, это нововведение также появилось по воле Петра I. Если посмотреть чуть выше кафедры, то можно увидеть скульптурные изображения апостолов Петра и Павла, а также четырех евангелистов.  Ну а заканчивается сверху ансамбль кафедры распростершим крылья голубем, олицетворяющим Дух Святой. Если говорить про общий смысл декора кафедры, то тут обыграна фраза: От слова к Духу. 
позолоченная кафедра в Петропавловском соборе
А вот у правой колонны, если смотреть на алтарь, расположено так называемое царское место, которое создано в виде невысокого помоста, полностью обитого бархатом и декорированного золотым шитьем. Сверху помост венчает золоченная резная корона, тут также размещены и атрибуты царской власти – скипетр и меч. Это место предназначалось царю, при этом тут не никакого кресла, так как тот в соборе никогда не садился. 
царское место в Петропавловском соборе

 На протяжении 100 лет в соборе размещены трофейные знамена и ключи от городов и крепостей, захваченных русской армией. В храме находится два престола. Главный был освящен во имя имя святых апостолов Петра и Павла, а второй освятили в честь великомученицы Екатерины.

 Иконостас

Резной золоченный иконостас и надпрестольная сень, подаренная собору Петром I и Екатериной I, считаются главным украшением храма. Позолоченный иконостас был создан из дерева в Москве на мощностях оружейной палаты Кремля в 1722, его высота составляет 20 метров.  Иконостас был создан по рисункам Доменико Трезини, а вот работами над его созданием руководил архитектор Иван Зарудный. Иконостас был создан из лиственницы и липы. Всего в киотах иконостаса размещено 43 иконы, которые были написаны артелью московских художников, возглавляемой живописцами Артемьевым и Меркурьевым. 
иконостас в Петропавловском соборе
 Иконостас является отличным примером того, как во времена Петра I? церковное искусство стало постепенно вторгаться в светскость. Если говорить про внешний вид иконостаса, то он выполнен в виде триумфальной арки, открытой со всех сторон, он создавался как уникальный памятник победы русской армии в северной войне. На иконстасе можно увидеть скрещенные мечи и поднятые щиты, ряд скульптур и резных арок, которые напоминают прихожанам о военных подвигах России в различных битвах. 

 В центре иконостаса расположены царские врата, которые декорированы скульптурными фигурами двух апостолов. С одной стороны, можно видеть покровителя армий архангела Михаила с мечом, а с другой – благого вестника Гавриила с лилией в руках. Венчают царские врата скрещенные ключи от рая, которые находятся в введенье святого Петра. 

 С другой стороны, это своеобразное изображение герба столицы. В центре можно видеть икону Воскресения Христова, а бокам – изображения Соломона и Давида, а вот сверху расположены ангелы вокруг Господа Саваофа. Стоит обязательно отметить, что на иконостасе Петропавловского собора отсутствуют горизонтальные иконные ряды, вместо них тут скульптуры. 


Если присмотреться, то за царскими вратами можно разглядеть золоченную сень, которая опирается на четыре резные колонны. По бокам царских врат размещены две огромные иконы. На одной изображен Иисус в патриаршей одежде московских царей, а на другой – Богоматерь с Младенцем. Кстати многие в то время отмечали большое внешнее сходство Екатерины I, жены Петра, с образом Богоматери. 

 Стоит отметить и другие иконы на иконостасе, тут и Александр Невский, князь Владимир, Ольга, Глеб и Борис. Много икон, иллюстрирующих ветхозаветные сюжеты. 
 
Императорский собор – усыпальница

Петр I стал тем, кто изначально предложил сделать императорскую усыпальницу в стенах Петропавловского собора. Первая гробница в стенах собора появилась после смерти дочери Петра – Екатерины. Эта гробница была размещена в старой деревянной церкви, вокруг которой возводился новый каменный собор. 

 Хоронить представителей царской семьи в соборе стали еще до завершения строительных работ. У входа под лестницей на колокольню были похоронены царевич Алексей, умерший в соседних казематах крепости, его жена – кронпринцесса Шарлотта, а также сестра Петра I –Мария.  

 В январе 1725 года Петр I неожиданно скончался и его тело было перенесено в стены недостроенного храма по льду Невы под пушечную стрельбу и звон колоколов. Изначально гроб с его телом был размещен в небольшую деревянную пристройку, где он находился на протяжении 6 лет. И только когда строительные работы были полностью завершены, гробе был перенесен в собор и помещен рядом с иконостасом, на том месте, которой Петр I выбрал еще при жизни. 

Могила Петра декорирована его бюстом, Андреевским военно-морским флагом и цветами. Рядом с ним расположено захоронение его жены Екатерины I, которая пережила мужа всего на 2 года. Далее находится могила их дочери – Елизаветы Петровны.
 
 Интересна история с захоронением Петра III, мужа Екатерины Великой. Он погиб в ходе дворцового переворота и изначально его похоронили в Александро-Невской лавре. И только спустя 34 года, когда умерла Екатерина, их общий сын Павел, распорядился перенести тело отца в Петропавловский собор. Он повелел, чтобы могилы родителей находились рядом, хотя всем известно, что супруги при жизни не особо ладили. 

 Привлекают внимание посетителей могилы Александра II и его жены Марии Александровны, над которыми возвышаются монументальные массивные 6-тонные надгробия. Одно было создано из уральского родонита розового цвета, другое из монолитов зеленой алтайской яшмы. Таким своеобразным образом решили отдать дань уважения царю, который отменил крепостную зависимость крестьян и в итоге был убит террористами.  

 В 1919 году Петропавловский собор был официально закрыт, а уже в 1922 году из него сделали музей. При этом большая часть ценных предметов, таких, как книги, иконы, серебряная утварь, облачение бесследно исчезли. Во время Великой Отечественной войны собору досталось. Следующей знакомой датой в судьбе собора значится 1954 год. Когда он был передан в веомство Музея истории города. 

Петропавловский собор и современность

Во времена СССР в Петропавловском соборе никого не хоронили. Только летом 1998 года в его стенах появилась новая могила, которую разместили в приделе святой Екатерины справа от входа. Как вы наверно уже догадались, в торжественной обстановке были перезахоронены останки Николая II, последнего императора Российской Империи, и близких его семье людей, которых убили в 1918 году. Правда руководство православной церкви усомнилось в подлинности останков, хотя было проведено много экспертиз, поэтому их захоронили не в самом соборе. А водном из боковых приделов. 

 Последнее захоронение в стенах Петропавловского собора произошло в 2006 году. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать Николая II, скончавшаяся в 1928 году в Дании, еще при жизни попросила похоронить ее прах рядом с мужем Александром III. Спустя продолжительное время ее последняя воля была исполнена. 

 Петропавловский собор соединен с Великокняжеской усыпальницей посредством крытой галереи. В ней изначально планировали хоронить некоронованных членов императорской семьи. Усыпальница, хоть и была воздвигнута в стороне от собора, но смотрится с ним как единый архитектурный ансамбль. Внутренние интерьеры здания декорированы мрамором и золоченной бронзой. В свое время тут находился алтарь с иконостасом. А также образ Воскресения Христова. 

 Во времена СССР очередное наводнение нанесло сильный ущерб усыпальнице, помимо этого часть надгробий были варварски разбиты, а бронзовые элементы интерьеров переплавили. Спустя время в стенах усыпальницы было размещено книгохранилище и склад одной бумажной фабрики. И только в 1992 году были возобновлены захоронения в усыпальнице, параллельно с этим начались работы по реставрации здания. Усилиями современных петербургских мастеров был воссоздан красивейший витраж усыпальницы - «Воскресение Христово».

В стенах усыпальницы был захоронен Владимир Кириллович, внук Александра II. Помимо этого были сюда перевезен прах его родителей, , великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, которые скончались будучи в эмиграции. В 2010 году рядом с могилой Владимира Кирилловича, была захоронена его жена - Леонида Георгиевна, которая долгое время проживала в Испании.  

Некрополь русских царей притягивает, как отечественных туристов, так и гостей из-за рубежа. С 90-ых годов прошлого столетия в соборе на постоянной основе проводят панихиды, посвященные русским императорам. И только с 2000 года в соборе стали проводить  ежедневные и праздничные церковные службы.


Практичная информация

Адрес: Петропавловская крепость
График работы: пн-пт с 10:00 до 19:00, сб с 10:00 до 17:45, вс - с 11:00 до 19:00
Стоимость билетов: взрослый - 550 рублей. Можно посетить по единому билету Петропавловской крепости вместе с другими объектами - стоимость 750 рублей. 
Сайт: www.spbmuseum.ru

 Как добраться до Петропавловской крепости

Самой ближайшей станцией метро является Горьковская от которой до метро 830 метров или 10 минут пешей прогулки, а вот от станции "Спортивная" - уже 2,1 км или 25 минут пешком.  

Если говорить про общественный транспорт, то рядом есть остановка "Троицкая площадь" на которой останавливается автобус №46 и 49, есть также рядом остановки трамваев №3, 6, 40.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.